Сергей Кара-Мурза
Дата публикации статьи: 26.10.2009
Автор – видный российский философ и политолог. Один из ведущих современных мыслителей, анализирующий различные типы социального устройства. Автор известных книг "Манипуляция сознанием", "Опять вопросы вождям", "Советская цивилизация" и др. По "тачке" на душу населения Чем рыночная реформа подкупила молодежь России, так это тем, что открыла шлюзы для автомобилизации. За годы реформ к 2004 г. число личных автомобилей выросло в РФ в 2,7 раза, а в Москве в 3,2 раза. Как к этому относиться? Говорить трудно, большинство читателей на автомобилях – обидятся (да я и сам к нему привязан). Но надо на минуту выпрыгнуть из своей шкуры и взглянуть, как на явление социальное. Тогда видно, что для России это – историческая ловушка. Не единственная, но очень болезненная.
|
Сергей Кара-Мурза
Дата публикации статьи: 02.05.2007
- Сергей Георгиевич, вот Вы большой знаток так называемых “цветных” революций, особенно технологической составляющей их экспорта. А Вам не кажется, что прежде заокеанских спецслужб предпосылки к этим революциям создаются у себя дома: неудовлетворительной социально-экономической политикой правительства, коррупцией, отчуждением власти от общества? Или эти явления взаимосвязаны с деятельностью экспортеров демократии? - Ясно, что никакими искусственными средствами “цветную” революцию не вызвать, если для этого нет никаких социальных, культурных и прочих условий в самом обществе. Как минимум, должна быть массивная предпосылка в виде глубокого недовольства населения существующим порядком. Причем помимо использования экспортной революцией личного недовольства, параллельно осуществляется его усугубление. Его можно канализировать и направить на определенные цели. Ведь когда человек недоволен, он далеко не всегда понимает, чем именно. Так вот, с общественным сознанием проводят такую операцию, как канализация. Тебе как бы подсказывают, чем ты недоволен, создают образ врага и указывают, что необходимо изменить. При этом в случае если сознание общества не устойчиво, можно подсказывать совершенно абсурдные вещи. Ну, например, как во время перестройки, когда людей убедили в том, что они недовольны партийной номенклатурой, в частности ее льготами. Хотя льготы эти были совсем ничтожны по сравнению с теми, что пришли потом. Или их убедили в том, что они не обладают свободой выезда за границу. Но это абсолютная чушь.
|
|
|
|