Эндшпиль: создание нерегулируемых частных денег
Широкое преобразование американских кредитных рынков в то, что вскоре станет
величайшим в мире нерегулируемым механизмом для создания частных денег, пришло в
новое тысячелетие после отмены закона Гласса-Стигаля в 1999 года.
Новая финансовая система (или Новые Финансы) была выстроена кровосмесительным,
тесно переплетенным, почти официальным картелем игроков по сценарию, написанному
Аланом Гринспеном и его дружками из JP Morgan, Citigroup,
Goldman Sachs, а также других крупных финансовых домов Нью-Йорка.
По мнению своих создателей, секьюритизация собиралась обеспечить на пороге нового
тысячелетия «новый» Американский Век и его финансовое господство.
Ключом к революции в сфере финансов (в дополнение к беззастенчивой поддержке
со стороны ФРС Гринспена) было соучастие в ней исполнительной, законодательной и
судебной ветвей правительства США вплоть до Верховного суда. Кроме того, чтобы заставить
игру работать слаженно, потребовалось активное соучастие двух ведущих кредитных
учреждений в мире - Moody's и Standard & Poors.
Чтобы устранить надзор, контроль и прозрачность, которые с большим трудом были
достигнуты в течение прошлого века, эта революция потребовала от Конгресса и исполнительной
власти неоднократно отвергать призывы к рациональному регулированию продаж в розницу
производных финансовых инструментов, регулирования банков или финансов хеджевых
фондов или любого из множества подобных шагов. Она потребовала от крупных государственных
сертифицированных рейтинговых агентств присваивать высшие кредитные рейтинги
AAA крохотной горстке плохо регулируемых страховых компаний, называемых монлайнерами
(Monolines), все из которых базируются в Нью-Йорке. Монолайнеры стали еще
одним важным элементом Новых Финансов.
Внутренние связи и сговор позади массовой экспансии секьюритизации среди всех
этих институциональных игроков были столь очевидны и всепроникающи, что ее оказалось
возможным включить в «Америка Нью-Финанс инк» и продавать акции на NASDAQ.
Алан Гринспен ожидал и поощрял этот процесс секьюритизации активов задолго до
того, как он фактически взрастил феноменальный пузырь недвижимости в начале первого
десятилетия нового века. В жалкой попытке снять с себя ответственность за падение
рынка недвижимости Гринспен в прошлом году заявил, что проблема заключается не в
ипотечном кредитовании проблемных заемщиков (sub-prime customers),
а в секьюритизации кредитов сабпрайм. В апреле 2005 года он пел совершенно другие
песни о секьюритизации сабпрайм. На четвертой ежегодной исследовательской конференции
по связям с общественностью председатель ФРС заявил,
"Эта инновация породила множество новых
продуктов, таких как сабпрайм займы и ниша кредитных программ для иммигрантов.
Такое развитие событий представляет собой ответ рынка, который движет индустрию
финансовых услуг на протяжении всей истории нашей страны. Благодаря этим достижениям
в технологии, кредиторы воспользовались моделями оценки кредитоспособности и другие
методами для эффективного кредитования более широкого круга потребителей…
Ценные бумаги, обеспеченные закладными, помогли создать национальный
и даже международный рынок ипотечных кредитов, и рыночная поддержка более широкого
круга внутренних ипотечных кредитных продуктов стала обычным явлением.
Это привело к секьюритизации целого ряда других потребительских кредитных продуктов,
таких, как автомобильные кредиты и ссуды по кредитным картам".
Эта речь 2005 года была произнесена тогда, как он позднее утверждал, когда он
вдруг осознал, что секьюритизация вышла из-под контроля. В сентябре 2007 года, когда
кризис был в разгаре, Лесли Шталь из CBS спросил, почему же он не сделал
ничего, чтобы пресечь "незаконные или сомнительные методы, о которых Вы знали, и
которые имели место в сабпрайм-кредитовании". Гринспен ответил: "Эрр, я не имел
понятия о том, как значительны эти практики, пока не стало слишком поздно.
Я реально не понимал этого до конца 2005 и 2006 гг.". (выделено
автором)
Еще в ноябре 1998 года, лишь несколько недель спустя после едва не завершившегося
распадом глобальной финансовой системы краха хеджевого фонда LTCM, Гринспен
сказал на ежегодном заседании Американской Ассоциации индустрии ценных бумаг: "Драматический
прогресс в области компьютерных и телекоммуникационных технологий в последние годы
позволил широкое развязывание рисков с помощью новаторского финансового инжиниринга.
Финансовые документы ушедшей эпохи, общие акции и долговые обязательства,
были пополнены широким кругом сложных гибридных финансовых продуктов, которые позволяют
изолировать те риски, которые во многих случаях, кажется, являются вызовом человеческому
пониманию".
Это выступление стало четким сигналом для Уолл-Стрита двинуть секьюритизацию
активов в большой путь. В конце концов, не Гринспен ли только что продемонстрировал
с помощью ужасных азиатских кризисов 1997/98 и системного кризиса, вызванного суверенным
долговым дефолтом в августе 1998 года, что Федеральная резервная система и ее кран
ликвидности стояли в полной готовности, чтобы оказать скорую помощь банкам в случае
каких-либо серьезных неудач? Крупные банки, как окончательно стало ясно сейчас,
были Слишком Большими, Чтобы Упасть (Too Big To Fail
— TBTF).
ФРС, крупнейший и влиятельнейший в мире центральный банк, вероятно, с либеральнейшим
рыночным председателем в мире Гринспеном стоял за спиной своих основных банков в
новом смелом предприятии секьюритизации. Когда Гринспен говорил, что риски, "кажется,
являются вызовом человеческому пониманию", он давал понять, что он понимает,
по крайней мере, в первом приближении, что это была целая новая область финансового
помрачения сознания и усложнения. Центральные банкиры традиционно были известны
своим стремлением к прозрачности в деятельности банков и к консервативному кредитованию
и практикам управления рисками банками – членами ФРС.
Старины Алана Гринспена это не касается
Самое важное, что Гринспен заверил своих уолл-стритовских друзей в Американской
Ассоциации индустрии ценных бумаг в далеком ноябре 1998 года, что он сделает все
возможное для того, что Новые Финансы, секьюритизация активов, оставались бы только
в ведении банков для самостоятельно регулирования.
С попустительства гринспеновской ФРС лисам доверили охранять курятник. Он заявлял:
"Следствием [банковского инновационного финансового
инжиниринга - прим.авт.], несомненно, стала гораздо более эффективная финансовая
система… В новой международной финансовой системе, которая
в результате сложилась,
несмотря на последние неудачи, одним из основных факторов стал заметный рост уровня
жизни в тех странах, которые решили присоединиться к ней.
Важно помнить, когда мы размышляем над регулятивным
интерфейсом новой международной финансовой системы, что эта система не единственная,
с которой мы сталкиваемся сегодня. Нет никаких доказательств,
о которых я знаю, которые предполагают, что переход к новой передовой международной
финансовой системе на основе технологий уже завершен... Несомненно,
что завтра сложности превзойдут даже сегодняшние.
Таким образом, еще более важно признать, что в
двадцать первом веке финансовое регулирование будет все больше
полагаться на наблюдения частных контрагентов для обеспечения безопасности
и надежности. Не существует никаких
убедительных путей вообразить себе большую часть государственного финансового регулирования,
помимо надзора за процессом. Так как сложность финансового посредничества в мировом
масштабе продолжает увеличиваться, обычный надзорный процесс регулирования станет
постепенно устаревать, по крайней мере, для более сложных банковских систем.
(выделено автором)
Можно было бы наивно спросить, зачем же тогда передают все эти полномочия, подобные
закону Гласса-Стигаля, частным банкам далеко за пределы возможной официальной регулирующей
области?
Опять же в октябре 1999 года на фоне лихорадки "доткомов" и
мании пузыря IT на фондовом рынке, про которые Гринспен неоднократно и
упорно настаивал, что он не может их определить как пузырь, он вновь давал высокую
оценку роли производных финансовых инструментов и «новых финансовых инструментов…
перераспределяющими риски таким способом, что делает их более терпимым». Страхование,
конечно же, является чистейшей формой этой услуги. Все новые финансовые продукты,
которые были созданы в последние годы, производные финансовых инструментов, находящиеся
на переднем крае, содействуют экономической выгоде путем разделения рисков и перераспределения
их в высшей степени рассчитанным образом. Он говорил о секьюритизации на пороге
неотвратимо приближающейся отмены ограничений Закона Гласса-Стигаля.
"Наблюдение частными контрагентами" от ФРС привело всю международную межбанковскую
торговою систему к резкой остановке в августе 2007 года, когда вспыхнула паника
по поводу секьюритизированных коммерческих бумаг, обеспеченных активами, фактически
большинства секьюритизированных облигаций стоимостью в триллионы долларов. Последствия
этого шока только начались, когда банки и инвесторы снизили цены по всей американской
и международной финансовой системе. Но не будем забегать вперед в нашей истории.
Дерегулирование, TBTF
и гигантомания среди банков
В Соединенных Штатах за период с 1980 по 1994 год более чем 1600 банков, застрахованных
Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), были закрыты или получили
финансовую помощь ФКСД. Это было намного больше, чем в любой другой период, прошедший
с момента появления федерального страхования вкладов в 1930. Это было частью процесса
концентрации в гигантские банковские группы, которые входят в следующее столетие.
В 1984 году чуть не разразилось крупнейшее в истории США банковское банкротство
- падение чикагского Continental Illinois National
Bank, седьмого по величине в США и одного из крупнейших в мире банков.
Чтобы не допустить краха, правительство с помощью Федеральной корпорации страхования
депозитов вытащили из ямы Continental Illinois, объявив 100%-ю
депозитную гарантию вместо ограниченной, которую обычно давала ФКСД. Впоследствии
это было названо доктриной "Слишком Большой, Чтобы Упасть" (TBTF). Аргумент
заключался в том, что некоторым очень крупным банкам (потому что они слишком велики)
нельзя позволить банкротиться, опасаясь цепной реакции последствий, которую это
событие вызовет во всей экономике. Не прошло слишком много времени, как крупные
банки поняли, что чем больше они становятся через слияния и поглощения, тем больше
уверенности в том, что им достанется TBTF - обхождение. Так называемый
"моральный риск" становился главной чертой крупных банков США.
Чтобы охватить очень крупные хедж-фонды (LTCM), очень крупные фондовые
биржи (NYSE) и практически все крупные финансовые организации, в которых
США имели стратегические карты, TBTF-доктрина была обязана расшириться
в течение гринспэновского периода ФРС. И последствия обязаны были быть разрушительными.
Мало кто вне элитных инсайдерских кругов очень больших организаций финансового сообщества
понял даже просто то, что эта доктрина вообще существует.
Как только TBTF-принцип стал ясен, крупнейшие банки вступили в борьбу,
чтобы получить еще больше. Традиционное разделение банковской системы на местные
ссудосберегательные ипотечные банки, крупные международные денежные центральные
банки как Citibank, JP Morgan или Bank of
America, а также запрет на банковскую деятельность в более чем одном штате
один за другим были ликвидированы. Это было своего рода "выравнивание игрового поля",
но на уровне крупнейших банков, чтобы разровнять бульдозерами, поглотить более мелких
и создать финансовые картели беспрецедентного масштаба.
К 1996 году число независимых банков сократилась более чем на одну треть с конца
1970 гг. от более чем 12000 до менее чем 8000. Доля банковских активов, контролируемых
банками с более чем $100 млрд., удвоилась до одной пятой всех банковских активов
США. Это было только начало. Банковская консолидация стала прямым результатом устранения
географических ограничений на банковские ветвления и приобретения холдинговых компаний
со стороны отдельных штатов, формализованных в Законе от 1994 года Interstate
Banking and Branch Efficiency. Под лозунгом
"более эффективной банковской деятельности" дарвинистское «выживает сильнейший»
получило свое продолжение. Что ни в коей мере не означало, что выживает лучший.
Консолидация должна была возыметь значительные последствия через десять или около
того лет, когда секьюритизация расцвела в масштабах, превышающих самые смелые фантазии
банков.
JPMorgan прокладывает дорогу
В 1995 году в разгар эпохи Клинтона-Рубина бывший банк Алана Гринспэна JP
Morgan ввел новшество, которое революционизировало банковскую систему течение
следующего десятилетия. Нанятый банком Блайт Мастерс (Blythe Masters), 34-летний
выпускник Кембриджского университета, создал первые дефолтные свопы (Credit
Default Swaps), производный финансовый инструмент, который
будто бы позволяет банку застраховаться от дефолта по кредитам, и еще обеспеченные
долговые обязательства (Collateralized Debt Obligations),
облигации, эмитируемые для страхования смешанных пулов активов, своего рода кредитная
производная, дающая кредит большому числу компаний в едином инструменте.
Их привлекательность заключается в том, что все проводилось вне собственных учетных
книг банка, следовательно, вне рамок правил Базельского соглашения о 8% капитализации.
Цель состояла в том, чтобы увеличить банковский возврат при одновременном устранении
рисков, своего рода "откусить и от чужого пирога", то, что в реальном мире может
быть только очень нечистоплотным.
JPMorgan тем самым подготовил почву для преобразования банковской системы
США из традиционных коммерческих кредиторов в торговца кредитами, по сути, в страховщиков.
Новая идея должна была позволить банкам переложить риски со своего баланса путем
объединения своих ссуд и повторной продажи их в качестве ценных бумаг, одновременно
покупая дефолтные свопы после синдицирования ссуд для своих клиентов. Это было призвано
доказать ошеломляющее развитие, объем которого в ближайшее время будет измеряться
для банков в триллионах. К концу 2007 года, по оценкам, в контрактах по дефолтным
свопам насчитывалось $ 45000 млрд., давая держателям облигаций иллюзию безопасности.
Эта иллюзия, однако, была построена на банковских моделях рисков предполагаемых
неплатежей, которые не являются публичными, и в отличие от других такого рода моделей
рисков были весьма оптимистичными. Тем не менее, самого существования этой иллюзии
было достаточно, чтобы основные банки мира подобно леммингам ринулись покупать ипотечные
закладные, обеспеченные или поддержанные потоком ипотечных платежей неизвестного
кредитного качества, и принять на веру рейтинги AAA от Moody’s
или Standard & Poors.
Точно так же, как Гринспен в качестве нового председателя ФРС обращался к своим
старым дружкам в JP Morgan, когда он хотел соорудить лазейку в строгом
Законе Гласса-Стигаля в1987, и так же, как он обращался к JP Morgan для
тайного сотрудничества с ФРС, чтобы покупать производные на чикагском фондовом индексе
MMI, чтобы искусственно манипулировать восстановлением посте октябрьского
краха 1987 года, точно так же ФРС Гринспена работала с JP Morgan и горсткой
других верных друзей на Уолл-Стрит, чтобы поддержать запуск секьюритизации в 1990-е
годы, когда становилось все очевиднее, какие возникали ошеломляющие возможности
для банков, которые были первыми и которые могли бы формировать правила новой игры,
Новых Финансов.
Именно JP Morgan & Co. привел в движение большие деньги
центральных банков в начале 1995 года в сторону от традиционных банковских кредитов
клиентам к чистой торговле кредитами и кредитными рисками. Цель состояла в том,
чтобы накопить огромные средства на банковском балансе и при этом вносить риски
в учетные книги, открытое приглашение к алчности, мошенничеству и, в конечном счете,
к финансовой катастрофе. Почти все крупные банки в мире от Deutsche
Bank до UBS, Barclays, Royal Bank
of Scotland и Societe Generale вскоре
приняли это приглашение как стая восторженных слепых леммингов.
Никто, однако, даже не приблизился к горстке банков США, которые создавали правила
и доминировали в новом мире секьюритизации после 1995 года, а также в выпуске производных.
Эти банки, возглавляемые JP Morgan, первые начали вывод кредитных рисков
с банковских балансов за счет объединения кредитов и повторной продажи пакетов,
покупая защиту от неплатежей после синдицирования кредитов для клиентов. Эпоха Новых
Финансов уже началась. Как и всякое крупное "нововведение" в области финансов, она
начиналась не вдруг.
Спустя очень короткое время новые секьюритизирующие банки, такие как JP Morgan,
начали создавать портфели долговых ценных бумаг, а затем упаковывать и продавать
транши на основе вероятностей неплатежеспособности. Новая игра называлась "вдоль
и поперек" и была нацелена на генерирование дохода для страховщиков-эмитентов и
выдачу результатов "специализированного риска возврата" для инвесторов. Вскоре обеспеченные
активами залоги, обеспеченные долговыми обязательствами залоги и даже формирующийся
рынок задолженности группировались и распродавались траншами.
2 ноября 1999 года, всего лишь за десять дней до того, как Билл Клинтон подписал
закон, отменяющий Закон Гласса-Стигаля, тем самым, широко распахивая двери деньгам
центральных банков для приобретения без каких-либо ограничений брокерских контор,
инвестиционных банков, страховых компаний и ряда других финансовых учреждений, Алан
Гринспен обратил его внимание на поощрение процесса банковской секьюритизации ипотечных
закладных.
В своем обращении к региональной банковской организации Американское Сообщество
банкиров на конференции по вопросам ипотечного рынка председатель ФРС заявил:
Недавний рост в уровне домовладения до более чем
67 процентов в третьем квартале этого года обязано, в частности, здоровому развитию
экономики с ее надежным ростом числа рабочих мест. Но часть успеха также
обязана тому, что новые кредиторы, подобные вам, создали гораздо более широкий спектр
ипотечных продуктов и повысили эффективность источников займов и страхования.
Необходим дальнейший прогресс в оптимизации заявки на ссуду, процесса
планирования и адаптации ипотеки к конкретным покупателям домов, чтобы продолжить
эти достижения в домовладении… Банковское сообщество олицетворяет собой гибкость
и изобретательность, требуемую для корректировки (и использования), демографических
изменений и технологических прорывов, а также для
создания новых форм ипотечного финансирования, которые способствуют домовладению.
Что касается ФРС, мы стремимся помочь вам, обеспечивая стабильную платформу
для бизнеса в целом и в области жилищного строительства и ипотечного деятельности.
(Выделено автором)
Уже 8 марта того же 1999 года Гринспен выступил перед Ипотечной банковской ассоциацией,
где он решительно продавливал закладные на недвижимость, обеспеченные секьюритизацией,
в качестве волны будущего. Он сообщил присутствующим там банкирам:
"Большая стабильность в предоставлении ипотечного
кредитования сопровождается разделением различных аспектов ипотечного
процесса. Некоторые учреждения действуют в качестве залоговых
банкиров, отбирающих претендентов и источники займов. Другие партии обслуживают
ипотечные кредиты, функция, для которой эффективность, как представляется, достигается
путем крупномасштабных операций. Третьи, в основном, стабильные финансовые базы,
обеспечивают постоянное финансирование ипотечных кредитов за счет участия в ипотечных
пулах. Помимо этого, некоторые другие нарезают денежные потоки от ипотечных пулов
в специальные транши, которые привлекают более широкую группу инвесторов.
В этом процессе ипотечные ценные бумаги запредельно выросли на ошеломляющие
$ 2,4 трлн…, автоматизированное гарантийное программное обеспечение в настоящее
время применяется для обработки стремительно растущей доли ипотечных заявок.
Эти технологии не только сокращают время, необходимое для утверждения ипотечной
заявки, они также предоставляет последовательный способ оценки заявок через ряд
различных атрибутов, а также помогают убедиться, что первоначальный взнос, требования
к доходам и предложенные процентные ставки более точно отражают кредитные риски.
Эти события позволили индустрии легко обрабатывать экстраординарный объем ипотечных
кредитов в прошлом году, особенно по сравнению со сложностями, которые были в период
волн рефинансирования в прошлом. Одной из ключевых выгод
новых технологий стало расширение возможностей для управления рисками
(так). Заглядывая вперед, более широкое использование автоматизированного
андеррайтинга (страхования – прим.перев.) и оценки кредитоспособности
создает потенциал для недорогой, настроенной для каждого клиента ипотеки с ценами,
учитывающими риски. С помощью кройки ипотеки с учетом потребностей
отдельных заемщиков ипотечное кредитование банковской отрасли завтра будет лучше
обслуживать все различные уголки ипотечного рынка". (выделено автором)
Но только после того, как ФРС проколола фондовый пузырь "доткомов" в
2000 году, и после того, как ФРС Гринспена резко уронила ставку ФРС так низко, как
не видели со времен Великой депрессии 1930 года, секьюритизация активов в буквальном
смысле взорвалась в многотриллионной деятельности.
Секьюритизация - нереальные сделки
Поскольку сам предмет секьюритизации выстроен с такой сложностью, никто и даже
его создатели полностью не осознавали опасность распространения рисков, не говоря
уже об одновременной концентрации системного риска.
Секьюритизация является процессом приобретения активов некоторыми лицами, которых
иногда называют специальными целевыми компаниями (SPV) или специальными
инвестиционными механизмами (компаниями) (SIV).
В этих специальных инвестиционных компаниях различные ипотечные закладные, скажем,
собирались в пулы или пакеты, как они еще называются. Конкретный пул, скажем, счетов
по ипотечной задолженности, теперь обретает жизнь в новой форме облигации, обеспеченной
облигации, в данном случае ценной бумагой, обеспеченной закладной. Секьюритизированная
облигация обеспечивалась поступлением наличных денежных средств или стоимостью базовых
активов.
Это маленький шаг включал в себя комплексный переход от веры к пониманию. Он
был основан на иллюзорном вторичном обеспечении, чья реальная стоимость, как это
становится сейчас резко очевидно всем банкам во всем мире, была неизвестна и неизмеряема.
Уже на этом этапе процесса право собственности на закладную конкретного дома в пакете
становится юридически неопределенным, как я указал в первой части. Кто в этой цепочке
на самом деле имеет в своем физическом владении реальную "с невысохшими еще чернилами"
закладную на сотни и тысячи заложенных домов? Теперь адвокаты получат годы счастливых
дней, разбирая блестящие «находки» Уолл-Стрита.
Секьюритизация обычно применяется к активам, которые были неликвидными, то есть
к тем, которые было не легко продать, а это значит, что это стало общим явлением
в недвижимости. И недвижимость США сегодня является одной из самых неликвидных рынках.
Каждый хочет продать, и немногие хотят купить, по крайней мере, не по таким ценам.
Секьюритизация применялась для пулов лизингового имущества, жилой ипотеки, имущественных
займов, студенческих кредитов, кредитных карт и других долгов. В теории все активы
могли секьюритизироваться до тех пор, пока они были связаны со стабильным и предсказуемым
денежным потоком. Это в теории. На практике это позволило банкам США обойти новые
более жесткие Базельские правила достаточности основного капитала (Базель II), в
частности направленных прямо на то, чтобы закрыть лазейку в Базель I, которая позволяла
американским и другим банкам пропихивать кредиты оптом через не проходящие по банковскому
учету специальные инвестиционные компания (SIV). продолжение статьи, читать статью дальше »